Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его маленьким достижениям все больше растут. Приблизительно в 2-3 года у внимательной, чуткой мамы закрадывается подозрение, что «что-то не так». К 4 годам обычно ребеночка консультирует логопед или невропатолог, редко – дефектолог. В 5-6 лет малыш заметно уступает своим сверстникам в развитии речи, логического мышления, развитии эмоционально-волевой сферы.

К сожалению, у родителей не всегда есть возможность показать своего малыша врачу или дефектологу. Но беспокойство за судьбу крохи все равно есть! Как же понять родителям, далеким от дефектологии, что происходит с их маленьким человечком? Как определить самостоятельно, есть ли у него ЗПР или нет, а может, стоит подозревать нечто более серьезное. Вот несколько тестов, которые помогут если не успокоиться маме и папе, то, по крайней мере, разобраться в проблеме и вовремя начать оказывать помощь ребенку:

Кто поможет?

Если у родителей закрались подозрения о недостаточно хорошем развитии малыша, для начала им нужно посетить психоневролога. Не невропатолога, а именно психоневролога. Если врач является хорошим специалистом, он не будет рубить сплеча и вовсю раздавать диагнозы, один другого страшнее. Такому врачу верить не стоит: нарушенное развитие – это не очевидная болезнь органа, такое нарушение нужно еще и доказать. Конечно, опытный врач сразу заметит неладное у ребенка 5-7 лет, но даже в этом случае нужно пройти ряд обследований, на основании которых психоневролог и сделает окончательный вывод. На первом приеме у врача (да и у логопеда, у психолога, где угодно!) многие детки стесняются, замыкаются, ведут себя не совсем адекватно, что, конечно же, сказывается на результатах обследования. Как часто врачи, не подумав, вешают ярлык такому малышу «аутизм», «олигофрения», «алалия» (отсутствие речи). Каждый родитель обязан защищать своего ребенка, в том числе и от поспешных выводов горе-врачей.

Итак, с чего начнем?

Допустим, что психоневролог оказался добросовестным специалистом и заподозрил ЗПР у вашего 5-летнего малыша. В этом случае, врач обязан собрать анамнез, то есть расспросить Вас о том, как протекала беременность, роды, первые годы жизни Вашего крохи. На основании даже этой первой беседы, он может попросить Вас сводить ребенка на ЭЭГ (электроэнцефалограмму) или эхо-ЭЭГ (это исследование считается более точным). Также Вам необходимо будет посетить ЛОР-врача, чтобы исключить нарушение слуха (у слабослышащих ребят ЗПР возникает вследствие этого дефекта). Затем – окулиста (и у слабовидящих ребятишек бывает ЗПР как вторичное нарушение развития). Ну, и конечно, нужно пройти тщательное обследование у логопеда. Логопед должен уточнить, есть ли у ребенка ЗРР (та или иная задержка развития речи). Если ее нет, то ни о какой ЗПР и говорить не приходится. Если у Вас есть возможность, сходите еще к хорошему (то есть опытному и доброму) дефектологу. Он не только еще раз подтвердит или опровергнет диагноз ЗПР, но и сможет разобраться, что вызвало ЗПР: бывает, что ЗПР выступает как самостоятельное нарушение развития, а бывает, что вследствие, например, педагогической запущенности. Также дефектолог определит, какой именно вид ЗПР у малыша: органического происхождения, соматического или социального. Все это важно для планирования работы, ведь в каждом случае коррекция разная.

Если ЗПР есть

Родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь эта проблема хорошо поддается коррекции. Например, у хорошего дефектолога из 10 детей в группе к школе у восьмерых снимают этот диагноз. Итак, что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений, и все обследования пройдены. Родители такого малыша имеют право на зачисление в группу для детей с ЗПР, которые обычно комплектуются в обычных садиках. Например, в садике 8 групп, две из которых – для деток с ЗПР. Туда набирают не более 10 человек. И тщательно планируют коррекционно-педагогическую работу. Помимо дефектолога с ребятами занимается логопед (часто эти должности совмещаются одним человеком). Психолог также обязан быть при такой группе. Все остальные занятия проводит воспитатель так же, как и в обычных группах. Специальной программы, утвержденной Министерством образования, нет. Детей регулярно обследуют перечисленные специалисты, делают промежуточную диагностику для того, чтобы определить динамику развития каждого ребенка, стараются работать сообща.

В целом, в задачи специалистов входит развитие мышления, памяти, внимания деток до максимально возможного уровня, обучение сюжетно-ролевой игре, общению, правильной речи. Разумеется, ребят обучают грамоте и азам математики. Большое внимание уделяется работе с родителями. Очень малорезультативны занятия с детками, чьи родители игнорируют родительские собрания, домашние задания дефектолога, советы психолога и воспитателей. Как правило, такие ребята оказываются недостаточно подготовленными к школе, даже если с ними занимались первоклассные специалисты. Если малыш по результатам тестирования школьного психолога однозначно не сможет хорошо учиться в 1 классе обычной школы, то это не повод для паники. Очень многие мамы и папы даже просят определить их чадо в класс коррекции (или выравнивания, что одно и то же). Такие классы, к сожалению, есть не в любой школе, хотя потребность в них огромна. Не редки случаи, когда родители начали заниматься развитием ребенка лишь, когда ему исполнилось 6 лет. Но что можно успеть сделать в садике за 1 год? Практически ничего. Часты случаи, когда ребеночку никак не могли поставить точный диагноз, как мама не билась. Слыша от врачей и логопедов одно и то же: «Ничего, приходите в 5 лет. Сейчас все дети поздно начинают говорить», родители нередко пребывают в заблуждении. А если при этом еще и малыш крайне болезненный, то какой уж там садик! Вот так и получается, что к 7 годам встает вопрос о том, где учиться малышу: в обычном классе или в классе выравнивания. В таком классе очень щадящая обстановка, хотя программа обучения такая же, как и у всех. В классе 10-12 человек, у учителя есть возможность уделить внимание каждому ученику. Обязательно с маленькими учениками работает логопед и психолог. После начальной школы, то есть после 4 класса, дети переходят в обычный 5 класс, и учатся там, как и остальные школьники. «Выравнивание» успешно закончилось.

Расширяем границы

Как ни странно, но с ребятами с ЗПР очень интересно заниматься и маме, и специалисту. Приятно видеть результаты своих трудов, а они видны практически сразу. Налаживая жизнь и обучение такого малыша дома, ответственная мама всегда воспользуется Интернетом и найдет массу всего интересного и полезного для своего карапуза. Многие мамочки так увлекаются новыми образовательными технологиями, что впоследствии идут учиться на дефектологический факультет институтов. И эти мамы всегда становятся самыми лучшими, прогрессивными педагогами, работающими « с душой». Но все же не стоит излишне увлекаться новомодными идеями. Давайте разберемся, от каких распространенных педагогических систем и методик вред малышу с ЗПР, а от каких – польза.

Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для деток с особенностями в развитии. Дело в том, что только здесь обобщен весь мировой опыт педагогических новаций, проверенных временем. Научно обоснованная, до мелочей выверенная, система Марии Монтессори не перестает удивлять дефектологов и логопедов. Родители не только удивляются, но и активно принимают ее. Здесь Ваш малыш с ЗПР получит уникальную возможность работать и развиваться по своим внутренним законам. Наблюдение для Монтессори-педагога – главный инструмент в работе. Наблюдая за каждым малышом, педагог составляет его психологический и личностный «портрет», намечает план работы и вместе с ребенком воплощает его в жизнь, где-то направляя малыша, а где-то предоставляя ему справляться самому. Именно такой подход позволит сделать из малыша не покорного ученика-исполнителя, а человечка, который демонстрирует все свои скрытые возможности, самостоятельную личность. Об интеллектуальном развитии в таких группах и говорить не приходится. Все выпускники всегда готовы к школе, читают, пишут, оперируют с многозначными числами, умеют работать как самостоятельно, так и в команде.

А вот Вальдорфская педагогика не очень подходит для таких ребят как педагогическая система. Здесь учитель выступает в своей авторитарной, главенствующей роли, где ученику отведена роль слушателя-исполнителя. Личность ребенка с ЗПР очень своеобразна, ее легко подавить. Многие ребята страдают еще и инфантилизмом, с которым можно бороться только, предоставляя ребенку больше свободы в выборе и самостоятельности. В Вальдорфских садиках это, к сожалению, сложнее реализовать.

Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А. Зайцева. «Кубики Зайцева» – адекватная образовательная технология, особенно для ребят с ЗПР. Мало того, что по «Кубикам» малыши учатся читать быстрее даже своих сверстников, так еще и само обучение проходит радостно, насыщенно, с «беготней». Качество обучения очень высокое: уже в 5 лет ребята с ЗПР будто сами, без принуждения, узнали, что такое ударение, заглавная буква, точка, а правила жи-ши, ча-ща, чу-щу вообще не подвергаются сомнениям. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны, с трудом усваивают понятия «буква», «слог», «слово». «Кубики» – единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной игровой форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

Большой вред для «особенных» малышей приносит обучение чтению по методу Глена Домана. Эти занятия даже «обучением грамоте» нельзя назвать, т.к. как раз грамотными дети и не становятся. Обучаясь по этой методике мозг ребенка «загружают» однотипной информацией: зрительными образами слов на карточках. В принципе, сама идея не нова: глобальное чтение испокон веку использовалось в обучении глухих детей. Но всегда (!) на определенном этапе от глобального чтения отходят, чтобы дать ребенку почувствовать сам язык, во всем своем многообразии языковых форм. Предъявляя ребенку карточки со словами, исключается сама возможность усвоения окончаний (падежей, родов, числа). Ребенок воспринимает слово как картинку, которую просто «узнает» из ряда остальных. Для малыша с ЗПР такой подход губителен. Мало того, что памяти ребят с ЗПР никогда не осилить такой объем «картинок», так еще и развитие речи страдает. Словарь у малышей бедный, огромное количество аграмматизмов (неверное употребление как раз окончаний, суффиксов, ударений, недопонимание взаимосвязи слов в предложениях). Очень важна работа по осмысленному обучению грамоте, в процессе которой ребенок наглядно видит, как изменяются слова, как получаются новые: КОТ – КОТЕНОК – КОТЯТА; ЕХАТЬ – ПРИЕХАТЬ – УЕХАТЬ; СНЕГ – ПОДСНЕЖНИК – СНЕГУРОЧКА; МЯЧИК – МЯЧИКУ – МЯЧИКОМ – О МЯЧИКЕ и т.д.

Очень хороши для развития ребят с ЗПР некоторые компьютерные программы, например «Игры для Тигры», «Искатель. Фантазер», «Пойди туда –не знаю, куда». А для учеников класса коррекции подойдет, например, полезная программа «Живая планета», которая прекрасно разовьет кругозор школьника.

Во многих детских центрах существуют интересные занятия, которые очень подойдут детям с ЗПР. Например, прекрасно подтолкнут развитие малыша занятия по лего-терапии, сенд-терапия (с использованием песка), игровая терапия, сказкотерапия.

Золотые правила дефектологии

  • Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат.
  • Необходимо видеть не только слабые стороны малыша с ЗПР, но и сильные, сохранные стороны всей его личности. Такие стороны ВСЕГДА есть.
  • Подходить к решению проблемы нужно комплексно, то есть привлекать к обучению и лечению разных специалистов.
  • Уважительное, доброе отношение к особым детям. Чувства ребенка, вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее сильные и глубокие, чем у остальных ребят.

Главное для родителей малыша с ЗПРникогда не опускать руки! И тогда, на приеме уже у школьного психолога, да и на детской площадке, Вы сможете по праву гордиться своим малышом и собой гораздо больше, нежели другие: ведь Вы совершили маленький подвиг – изменили судьбу маленького человечка в лучшую сторону!

ТЮМЕНЬ 2019